ѕроектное обучение в ё”р√”: вуз внедр€ет современные технологии подготовки кадров

ёжно-”ральский государственный университет предложит студентам качественно новый уровень получени€ высшего профессионального образовани€. — сент€бр€ 2018 года один из ведущих вузов страны внедрит проектное обучение как в группах элитной подготовки бакалавриата, так и в магистратуре. 

ƒанна€ технологи€ позволит вузу существенно повысить качество обучени€ и конкурентоспособность выпускников на российском и международном рынках труда. —овременному работодателю недостаточно видеть в своей компании специалистов, обладающих теоретическими знани€ми и престижным дипломом. —егодн€ цен€тс€ комплексный подход к решению задач производства и личностные качества выпускника: умение работать в команде, принимать решени€ и брать за них ответственность, мыслить инновационно и творчески. ƒостичь такого уровн€ позволит проектное обучение. 

јлександр Ўестаков, ректор ё”р√”
јлександр Ўестаков, ректор ё”р√”

–ектор ё”р√” јлександр Ўестаков комментирует:

— ¬ новом году университет внедрит проектное обучение более чем в 50 образовательных программ вуза в рамках стратегии развити€ ё”р√”. ѕроекты должны соответствовать передовому уровню техники, задачам, которые решает бизнес. ќни будут согласованы с предпри€ти€ми, лидирующими в –оссии или на глобальном мировом рынке. ѕредпри€тие дает тему проекта, назначаетс€ руководитель. ‘ормируетс€ набор учебных курсов, создаетс€ команда (не менее п€ти человек). „ерез два года мы получаем результат проекта — устройство, систему или программный продукт. ѕодобного подхода в стране нет.

ѕроектное обучение в ё”р√”: вуз внедр€ет современные технологии подготовки кадров

ќсобенностью проектного образовани€ €вл€етс€ его междисциплинарный характер, когда дл€ реализации одного проекта формируетс€ команда студентов разных направлений и разного уровн€ подготовки — инженеров, программистов, экономистов, маркетологов, дизайнеров. ќгромным плюсом совместной де€тельности €вл€етс€ приобретение студентами навыка работы в команде. ѕо окончании обучени€ формируютс€ готовые стартапы и спин-оффы.

— ѕосле окончани€ вуза команда стартапа продолжает самосто€тельно развиватьс€ и коммерционализировать научно-технические разработки, организу€ собственный бизнес или малое инновационное предпри€тие.  огда же проект создаЄтс€ и реализуетс€ по заказу крупной индустриальной корпорации, то на выходе из университета работодатель получает одновременно и готовый проект, и команду подготовленных специалистов (спин-офф), котора€ логично продолжает внедр€ть концепцию проекта, уже будучи в составе этого крупного предпри€ти€, — по€сн€ет јндрей –адионов, проректор по учебной работе ё”р√”.

ѕроектное обучение в ё”р√”: вуз внедр€ет современные технологии подготовки кадров

«аказчиками проектов выступают многочисленные партнЄры вуза — крупнейшие промышленные корпорации региона, страны и мира, органы государственной и исполнительной власти, академические партнЄры. —реди них: Emerson, SMS Group, Siemens, Samsung, «Ћаборатори€  асперского», —бербанк, ћагнитогорский металлургический комбинат,  јћј«, госкорпораци€ «–оскосмос», госкорпораци€ «–осатом» и многие другие.

ѕроектное обучение в ё”р√”: вуз внедр€ет современные технологии подготовки кадров

—  лючевой идеей проектного обучени€ €вл€етс€ индивидуальна€ образовательна€ траектори€ студента, его личный учебный план, который он сам формирует исход€ из задач проекта — рассказывает јндрей –адионов, проректор по учебной работе ё”р√”. — ƒл€ этого в ё”р√” имеетс€ богатейший ресурс — возможность обучени€ на площадках институтов открытого и дистанционного образовани€, а также дополнительного образовани€, где студент может прослушать любой подход€щий электронный курс, воспользоватьс€ массовыми открытыми онлайн-курсами (MOOC) любого университета страны или мира по нужной ему дисциплине.

ѕроектное обучение в ё”р√”: вуз внедр€ет современные технологии подготовки кадров

 ак студенту попасть в проект, а работодателю за€вить о нем? ƒл€ этого с нового учебного года в ё”р√” начнет работу веб-платформа «облако проектов» как площадка дл€ коммуникации работодател€, студента и руководител€ проекта. ѕроректор по информатизации ё”р√” Ћеонид —околинский рассказывает: 

— «аказчик через веб-интерфейс размещает за€вку на реализацию определенного проекта. Ќапример, ћинистерство культуры „ел€бинской области выступает заказчиком создани€ виртуального музе€ писателей ёжного ”рала. ƒалее система оповестит всех потенциальных руководителей (научно-преподавательский состав ё”р√”, руководителей лабораторий и др.) о по€влении нового заказа на проект. ѕосле этого будут сформированы техническое задание и вакансии проекта с описанием уровн€ необходимых компетенций дл€ членов будущей команды. —истема автоматически известит о новом проекте всех зарегистрированных студентов, подход€щих по своим компетенци€м. —тудент отравл€ет свою за€вку на рассмотрение руководителю, а тот, изучив его портфолио, принимает решение о включении в проект.

ѕроектное обучение в ё”р√”: вуз внедр€ет современные технологии подготовки кадров

≈сли дл€ участи€ студенту требуютс€ дополнительные компетенции, то система сама предложит ему комплекс аудиторных, электронных и массовых онлайн-курсов, которые нужно пройти в рамках его индивидуальной образовательной траектории в соответствии с образовательными стандартами и программами, реализуемыми в ё”р√”.

¬ облаке проектов в системе студенческих портфолио собираетс€ вс€ информаци€ о компетенци€х студента, чтобы работодатель мог оценить потенциального сотрудника и отправить ему приглашение онлайн на стажировку или вакансию. ѕри этом веро€тность успешного трудоустройства студента, прошедшего проектное обучение, по сравнению с выпускником традиционной формы должна быть выше.

ѕроектное обучение в ё”р√”: вуз внедр€ет современные технологии подготовки кадров

— ƒл€ нашего вуза иде€ проектного обучени€ не нова. ќно и сегодн€ успешно реализуетс€ в системе элитной подготовки. Ќапример, €рким примером проектной де€тельности ¬ысшей школы электроники и компьютерных наук €вл€етс€ ее сотрудничество с компанией Samsung Electronics по реализации программы «IоT јкадеми€ Samsung», в »нституте естественных и точных наук дл€ совместного проекта с ѕјќ «ћћ » «Ѕезреагентна€ (фотокаталитическа€) очистка воды от трудноокисл€емых загр€знений» будет внедрено проектное обучение в одну из магистерских программ. ќднако если раньше мы сотрудничали с партнЄрами в формате проектного обучени€ на локальном уровне, то теперь оно должно стать об€зательным элементом эффективной образовательной вертикали «довузовска€ подготовка — бакалавриат — магистратура», — отметил ректор ё”р√” јлександр Ўестаков. 

“аким образом, студентам ё”р√” станет доступен качественно новый уровень высшего профессионального образовани€, аналогов которому на сегодн€ в –оссии нет.

susu.ru.