Ровно сто лет назад в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге был расстрелян последний русский император Николай II и его семья — жена и пятеро детей. Сегодня тысячи паломников и туристов посещают Ганину яму, где были обнаружены останки членов царской семьи. Одним из главных вопросов этой истории остается позиция церкви — почему она причислила семью Романовых к лику святых, но не признает подлинность останков.

Фото царской семьи было сделано в 1913 году для открытки
Фото царской семьи было сделано в 1913 году для открытки

Своим мнением по этому поводу с 74.ru поделилась исполняющая обязанности ректора Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета, доктор исторических наук, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по Челябинской области Татьяна Чумаченко.

Накануне 100-летия со дня расстрела царской семьи в Екатеринбурге состоялось заседание Синода. Предполагалось, что именно на нём патриарх Кирилл сделает громкое заявление и поставит точку в многолетнем споре. Но этого не случилось. Перед собранием Следственный комитет России огласил результаты последних исследований: молекулярно-генетическая экспертиза установила, что 7 из 11 обнаруженных останков соответствуют семейной группе — мать, отец, четыре дочери и сын. Кроме этого установлено, что император Александр III, чье тело для проведения экспертизы было эксгумировано в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, и погибший человек, гипотетически — Николай II являются отцом и сыном. Однако представители патриархии заявили, что у них до сих пор остаются вопросы.

Диссертация Татьяны Чумаченко была посвящена отношениям государства и церкви в советский период
Диссертация Татьяны Чумаченко была посвящена отношениям государства и церкви в советский период

— Татьяна Александровна, как возникла идея канонизации царской семьи?

— Идея канонизации царской семьи имеет свою историю. Сразу после того, как стало известно о расстреле Николая II, Александры Фёдоровны и их детей, возникают разговоры о том, что царь принял мученическую смерть, но эти разговоры возникают за рубежом. Дело в том, что в начале XX века часть духовенства выехала из советской России и в городе Сремски Карловцы организовала Собор, провозгласив себя Русской православной церковью за рубежом — РПЦЗ. Многим ее представителям были присущи монархические взгляды, поэтому тема невинно убиенного царя была очень важна. Среди зарубежного православного духовенства много лет обсуждался вопрос канонизации, и в 1981 году именно РПЦЗ причислила царскую семью к лику святых как мучеников.

— Как Русская православная церковь восприняла эту новость?

— В РПЦ довольно негативно к этому отнеслись, считая этот вопрос политическим. Кроме того, за рубежом к лику святых причислили не только царскую семью, но и всех слуг, а среди них были и представители других вероисповеданий, например, католического, протестантского.

С 1992 по 1997 год над различными материалами, относящимися к царской семье, работала синодальная комиссия по канонизации святых, возглавляемая митрополитом Ювеналием. Результатом ее работы стали материалы, которые легли в основу решений юбилейного Собора РПЦ 2000 года. На этом соборе члены царской семьи были причислены к лику святости «страстотерпцы» Русской православной церкви Московского патриархата. Страстотерпцы — это те, кто со смирением переносил физические и нравственные страдания и принял мученическую смерть от политических противников. Даже не за веру, ведь большевики не требовали отказаться от Бога, а от политических врагов. В нашей истории первыми, кого причислили к лику страстотерпцев, были Борис и Глеб.

Церковь была вынуждена принять конкретную позицию по вопросу канонизации последнего императора. Этого требовала общественность. Во время перестройки верующие начали собираться вокруг Ипатьевского дома, где расстреляли царскую семью. Для Бориса Ельцина восстановление памяти царской семьи было хорошим политическим ходом, на котором можно было сделать пиар. Он этим воспользовался.

— Когда начались первые работы по поиску останков царской семьи?

— Первые следственные действия проводились уже летом 1918 года, когда Екатеринбург захватили белые. По приказу адмирала Колчака следователь Н.А. Соколов начал восстанавливать хронологию событий — как была убита царская семья, куда вывозились тела. Это позволило определить, что Николая II, Александру Федоровну и пятерых их детей расстреляли в Ипатьевском доме. Затем тела их были вывезены, расчленены, часть сожжены, часть облиты кислотой. Никакого захоронения не было, была попытка в панике замести следы и развеять останки на большой территории.

Информация о расстреле царской семьи просочилась тут же. Через три дня после убийства патриарх Тихон обратился к пастве и призвал осудить это дело. Он сказал, что если этого не будет сделано, то кровь расстрелянных падет и на всех нас, а не только на тех, кто совершил это преступление.

Ганина яма — это заброшенный рудник с шахтами, и именно в эти шахты сваливали тела убитых. Именно там были проведены первые изыскания и обнаружены вещи, принадлежащие членам царской семьи. Среди них оказались части украшений, которые могли быть запрятаны в волосах, отдельные элементы обуви, одежды.

К сожалению, часть материалов и вещей была вывезена в Китай вместе с отступавшей белой армией и там потерялась. Но надежда, что какие-то предметы сохранились, остаётся. Вспомните, например, как искали рубашку Николая II после покушения на него в Японии. Прошерстили все описи Эрмитажа, все места, где она могла находиться, — и нашли. Генетическая экспертиза подтвердила, что капли крови на ней принадлежат Николаю.

Ганину яму посещают тысячи паломников и туристов
Ганину яму посещают тысячи паломников и туристов

— Ганину яму посещают тысячи паломников. Что действительно исторического, связанного с расстрелом царской семьи, можно увидеть сегодня в Екатеринбурге?

— Храм-памятник На крови Во имя всех святых построен на месте Ипатьевского дома, где расстреляли Романовых. Сами останки царской семьи, обнаруженные в Ганиной яме, были вывезены в Санкт-Петербург и торжественно захоронены в 1998 году. В Ганиной яме создан мемориал и храмовый комплекс. Как говорят православные, земля там пропитана кровью мучеников, поэтому место это святое. Рядом, в шахтах города Алапаевска были обнаружены останки других членов семьи Романовых — сыновей Константина Константиновича: Иоанна, Константина и Игоря, князя Сергея Михайловича, княгини Елизаветы Фёдоровны.

На расстоянии около четырёх километров от Ганиной ямы в 2007 году были найдены останки, которые, как показала российская и международная экспертиза, принадлежат Марии или Анастасии, и юноше (от 14 до 16 лет), скорее всего, царевичу Алексею.

То, что они не были обнаружены в начале 1990-х годов вместе с другими членами семьи, и породило различные мифы, что одна из княжон и даже наследник престола спаслись.

Поисковые работы продолжаются и до сих пор. Сейчас поступают предложения расширить храмовый комплекс, создать его и в Поросенковом логу, где обнаружены останки царевича Алексея и одной из княжон.

В Храме на Крови можно увидеть подвал, где была расстреляна царская семья
В Храме на Крови можно увидеть подвал, где была расстреляна царская семья

— Церковь очень ревностно относится к тем, кто говорит о Николае, как о грешном человеке, совершающем не самые благовидные поступки. Взять, например, скандал с выходом фильма «Матильда». Это попытка оправдать своё решение о причислении императора к лику святых?

— Комиссия, созданная митрополитом Ювеналием с 1993 по 1997 годы, постановила, что прежде чем говорить о канонизации Николая, нужно посмотреть на его деяния. Тогда священнослужители пришли к мнению не рассматривать самый большой период жизни Николая, когда он был наследником и императором. При канонизации изучались только 17 месяцев, его путь страданий с момента его отречения от престола до мученической кончины.

Внутри церкви вопрос канонизации оказался очень болезненным. Например, на соборе 2000 года митрополит Нижегородский Николай отказался подписаться под пунктом документа о канонизации, что Николай II погиб как царь-батюшка, так как считал его государственным изменником, виновным в развале страны.

— Историки говорят о том, что народной любви к Николаю никогда не было?

— Да, я считаю, что это так. «Народная» любовь появилась уже после смерти, когда стало известно о том, как страшно расправились с царём и его семьей, стали известны факты отношений внутри семьи и пр. А до этого особым уважением народа Николай не пользовался.

Более того, ему сразу же дали прозвище «Николай Кровавый» после того, как на Ходынке погибло более тысячи людей, а празднования по случаю коронации продолжались, в вину царю вменялись и результаты русско-японской войны, и Кровавое воскресение 1905 года, и события, связанные с Первой мировой войной.

Николай II был откровенно слабым правителем. В воспоминаниях Витте он предстаёт безвольным человеком, но ревностно относящимся к славе других. Он отодвинул от себя того же Витте, Столыпина.

Церковь причислила Николая II к лику святых, как человека. С этих позиций он действительно больше выигрывает — это любящий муж, заботливый отец. С другой стороны, именно он способствовал такому стечению обстоятельств, которые привели его семью и страну к гибели.

Все мы знаем, что Николай влюбился в Алекс и женился на ней, зная, что в этом роду мальчики рождаются с генетическим заболеванием и не могут иметь детей. Тем самым изначально закладывался будущий династический кризис.

После отречения и ареста Николая второго в различных кругах разрабатывались планы спасения царской семьи. Но многие историки, в том числе зарубежные, говорят, что все были дезориентированы самой позицией Николая — он безропотно принимал свою судьбу и не хотел ничего менять. В итоге все близкие родственники — дорогой кузен Вильгельм, дорогой кузен Георг — отказались помогать ему. У Англии были мысли через большевиков ходатайствовать о высылке царской семьи из России. Но Англия воевала с Германией, в стране были сильны германофобские настроения, а Александра Фёдоровна была немкой. Немецкий монарх тоже обсуждал вопрос спасения царя, но в условиях войны и обсуждения Брестского мира никто не довёл это дело до конца.

— Изменилась ли информация в учебниках истории о расстреле царской семьи?

— Я хорошо помню, как объясняла детям, что это страшное, но вынужденное событие. Глава государства — это определённый символ, политическая фигура, которая может стать инструментом в руках противоборствующих сторон. В советское время необходимость убийства объяснялась тем, что Екатеринбург находился под угрозой захвата белыми и царь мог стать символом политического противостояния, знаменем белого движения.

Тогда была версия, что решение об убийстве царской семьи приняли местные власти. Сейчас же появились документы о том, что решение принималось в Кремле.

Часто проводилась параллель с другими революциями. Карлу I публично отрубили голову, Людовика XVI казнили, его жене Марии-Антуанетте отрубили голову, а маленького сына отдали в рабочую семью, где он умер от голода, болезней и побоев.

— Что будет, если РПЦ официально признает останки царской семьи?

— Патриарх Кирилл создал новую комиссию по этому вопросу, и она начала работу с нуля. В ближайшее время будут оглашены результаты её работы. Если церковь признает результаты экспертиз, то останки будут считаться святыми мощами. По канонам, возле них должны происходить чудеса, исцеления, эти факты должны тщательно фиксироваться, к ним церковь относится очень серьезно.

А пока РПЦ к деятельности так называемых царебожников, позиции Наталии Поклонской в отношении Николая Второго относится с осторожностью, считая это проявлением квазирелигиозности, не соответствующей канонам православия.