Даже учителя признаются, что экзамен по математике в этом году оказался сложнее
Даже учителя признаются, что экзамен по математике в этом году оказался сложнее

ЕГЭ по профильной математике школьники сдавали 1 июня. Теперь они и их родители с волнением ждут результатов. Но сами недовольны тем, как написали работу. 

— Я выбрала профильную математику на всякий случай, для подстраховки. Все «пробники» написала нормально. Но здесь были очень сложные задания, мы их потом разбирали с учителями. Они тоже сказали, что задачи непростые, — рассказала выпускница Марина.

Это подтверждают и другие школьники. Одиннадцатиклассница Ангелина из челябинского лицея № 35 к экзамену по профильной математике готовилась ответственно. Сейчас за неё переживает мама. 

— Дочь училась в классе с физико-математическим профилем, сейчас перешла в класс с химико-биологическим, но решила сдавать профильную математику. «Пробник» сдала на 89 баллов. Но на самом экзамене оказались задачи, которые они даже не разбирали. Причём мы готовились с очень хорошими учителями, в том числе на подготовительных курсах. Мы общались и с другими школьниками — все в шоке, — говорит мама школьницы.

Затруднения вызвали несколько задач. 

— Да, в этом году ЕГЭ по профильной математике сложнее, чем в прошлом, — комментирует заведующий кафедрой математики физико-математического лицея № 31 Владимир Мелентьев. — Из тех, кто приступал к 17-му заданию, мало кто справился. Там нужно было создать математическую модель. Много было ошибок в самих вычислениях. Оказалось, что дети плохо умножают и делят десятичные дроби.

Экзамен по математике наряду с русским языком является обязательным ЕГЭ. Школьники могут выбрать экзамен по базовой математике или профильной, которая необходима для поступления в вуз. В Челябинской области большинство школьников предпочитают сдавать сразу две математики. 

— Работа по профильной математике состоит из двух частей. Первую вполне по силам решить обычному школьнику, который готовился, и набрать 65 баллов. Если решили задачи по тригонометрии и неравенству с логарифмами, то получаете 70 баллов. Самые сложные два задания, двух-трёхбалльные, связаны с планиметрией, финансовой математикой и четырёхбалльные задания по параметрам и теории чисел, — говорит Владимир Мелентьев.

В Министерстве образования и науки Челябинской области объяснили, что задания распределяются по часовым поясам, и все работы идентичны. 

— Это ежегодные разговоры о том, что нам достаются более сложные задания, — комментирует начальник управления общего образования Елена Тюрина. — Обычно предметная комиссия предупреждает, если на экзамене встречаются неожиданные задания. В этот раз к нам никто не обращался, тем более что работы уже проверены и направлены на обработку.

По словам Владимира Мелентьева, все задачи из ЕГЭ по профильной математике включены в демоверсии, и учителя должны были подготовить к ним учеников. 

— Есть сайты, на которых подробно разбираются все контрольно-измерительные материалы. Если ученик был заинтересован в хорошем результате и заглядывал на подобный сайт, то вполне мог справиться со всеми заданиями и набрать высокий балл, — подчёркивает педагог.

Родители же ищут в сложившейся ситуации злой умысел. По их мнению, сложные задания были включены намеренно, чтобы выпускники челябинских школ меньше выбирали столичные вузы и поступали в местные. Масла в огонь подлила информация об утечке заданий по профильной математике. Об этих фактах написал в соцсети абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2007 Дмитрий Гущин. 

— Экзаменационные задания, попавшие ко мне, оказались подлинными. Школьники из Дальнего Востока, Сибири, Центра, Петербурга, Москвы сообщают, что на экзамене у них встречались именно эти задания. Не одно или два. В самых разных группах, беседах, комментариях школьники пишут, что эти задания ходили по Сети почти неделю. Они были много раз перепечатаны, переписаны, набраны на компьютерах. Трудно даже представить, сколько тысяч человек знало задания заранее. Но точно можно сказать, что за их решение должны будут выставить 16 «первичных» баллов, что соответствует 74 баллам по стобалльной шкале. Этого уровня обычно достигает всего несколько процентов сдающих, — рассказывает Дмитрий Гущин.

Педагог считает, что экзамен этого года невозможно назвать честным.

— Понимаете, это всё перечёркивает. Экзамены не могут быть «почти честными». Они либо честные, честные для всех, либо к ним нет доверия, нет ни у кого. Либо все знают, что экзаменационных заданий в интернете нет, либо все знают, что они там есть. Либо всё общество так устроено, что в школе надо учиться, а в вузы поступают умные и честные, либо успех — это купить в интернете украденные задания за неделю до экзамена и прорешать их с репетитором, — возмущается учитель.

Узнать результаты госэкзамена по профильной математике школьники смогут к 18 июня.